Ищете продукцию оптом? Добавьте свой запрос, поставщики сайта его увидят!
назад
Кубачинское серебро: мудрость ювелиров и блеск холодного металла.
Немного о кубачинском ювелирном орнаменте, который нельзя спутать с узором других школ ювелирного и декоративного искусства. В нем представлено более 25 основных элементов («бутонов»), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России, Кавказа. Но в основе их лежат элементы местного творчества. В зависимости от формы и назначения изделия мастер выбирает и орнамент. Наиболее распространены орнаменты «мархарай» (заросли), «тутта» (ветка), «лумла някьиш» (орнамент каймы, обрамления), «миндурма» (повторяющийся ромбиками), «тамгъа» («пятно», отдельно выделенный орнаментальный сюжет), «х1яшур» (овально-круговая симметричная композиция) и др.
Произведение мастера-ювелира кубачинца-серебряка рождается, прежде всего, под резцом «хабичу-уста» (гравера). Хотя сегодня и возрождается насечка золотом по железу (А. Гасанов), основным в кубачинском ювелирном искусстве с начала XX века стала ювелирная гравировка. Она требует виртуозного владения штихелем (резцом), выдержки и сосредоточенности. Выдающимися мастерами-граверами современности стали Расул Алиханов (1922—2000) и Гаджи-Бахмуд Магомедов. Их работы уникальны. Расулу было только 10 лет, когда он, работая под руководством отца Алихана, выгравировал украшения для кавказского пояса. А серебряный кувшин и рюмка с гравировкой получили высокую оценку на выставке детского творчества в Нью-Йорке. Чтобы овладеть секретами орнаментов «зирихгеранов», он копировал их с надмогильных стел, со старинных каменных вставок и металлических изделий предков. Так он собрал большую коллекцию орнаментального творчества многих поколений кубачинцев и издал замечательный альбом «Кубачинский орнамент». Эту работу продолжил Гаджиомар Изабакаров, известный педагог, учитель Кубачинской средней школы, перу которого принадлежит несколько книг о кубачинском орнаменте и его технологиях. Он многие годы обучает кубачинских детей основам традиционного искусства. Эта образовательная традиция была заложена и потом подхвачена многими другими школами Дагестана, России, Союза в начале 1960-х годов благодаря инициативе тогдашнего директора школы, ныне заслуженного художника России Абдулхалика Гаджимагомедовича Гусейнова.
К сожалению, такой собирательской работой не увлекаются молодые кубачинцы. Вместо этого они копируют из различных изданий европейские и восточные орнаменты (сегодня такие книги легко достать), используя компьютерные технологии, смешивают их (другого слова тут не подберешь) с чужими узорами (некорректное их использование с точки зрения авторских прав — это отдельная тема) и издают «свои» книги. А надо бы терпеливо, как это делали Е. М. Шиллинг, Р. Алиханов, как это делает Г. Изабакаров, собирать, фиксировать старые и новые орнаменты кубачинцев и издавать книги с кубачинскими орнаментами. Они будут бесценны и для науки, и для земляков. Ценить чужие орнаменты надо, но надо стараться сохранить наследие прошлого, сформировавшееся за тысячелетний период.
Тяга к художественной обработке серебра, других металлов «в крови» чуть ли не у каждого кубачинца. Любовь к искусству дедов прививается здесь с детства, изучается в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования — школе искусств им. А. М. Абдурахманова, практически отрабатывается в мастерских родителей и старших братьев, в цехах художественного комбината, где еще работают многие кубачинцы.
В республиканской целевой программе развития художественных промыслов на период до 2010 года Кубачинский художественный комбинат включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного достояния Республики Дагестан. Однако славу сегодняшнего Кубачи определяет уже не комбинат, а работа сотен и тысяч индивидуально работающих мастеров-ювелиров. Они острее чувствуют веяния эпохи и легче перестраиваются под требования рынка. Благодаря их энтузиазму, сноровке и инициативе искусство Кубачи широко известно в России. Можно только отметить, что в художественном плане, в вопросах дизайна новых изделий кубачинцам надо еще учиться и учиться. Сегодня у ювелиров более популярны технологии, но очень важно учиться и дизайну современной бытовой вещи. Подробнее: https://kinzhalopt.ru/a94999-kubachinskij-yuvelirnyj-ornament.html
Произведение мастера-ювелира кубачинца-серебряка рождается, прежде всего, под резцом «хабичу-уста» (гравера). Хотя сегодня и возрождается насечка золотом по железу (А. Гасанов), основным в кубачинском ювелирном искусстве с начала XX века стала ювелирная гравировка. Она требует виртуозного владения штихелем (резцом), выдержки и сосредоточенности. Выдающимися мастерами-граверами современности стали Расул Алиханов (1922—2000) и Гаджи-Бахмуд Магомедов. Их работы уникальны. Расулу было только 10 лет, когда он, работая под руководством отца Алихана, выгравировал украшения для кавказского пояса. А серебряный кувшин и рюмка с гравировкой получили высокую оценку на выставке детского творчества в Нью-Йорке. Чтобы овладеть секретами орнаментов «зирихгеранов», он копировал их с надмогильных стел, со старинных каменных вставок и металлических изделий предков. Так он собрал большую коллекцию орнаментального творчества многих поколений кубачинцев и издал замечательный альбом «Кубачинский орнамент». Эту работу продолжил Гаджиомар Изабакаров, известный педагог, учитель Кубачинской средней школы, перу которого принадлежит несколько книг о кубачинском орнаменте и его технологиях. Он многие годы обучает кубачинских детей основам традиционного искусства. Эта образовательная традиция была заложена и потом подхвачена многими другими школами Дагестана, России, Союза в начале 1960-х годов благодаря инициативе тогдашнего директора школы, ныне заслуженного художника России Абдулхалика Гаджимагомедовича Гусейнова.
К сожалению, такой собирательской работой не увлекаются молодые кубачинцы. Вместо этого они копируют из различных изданий европейские и восточные орнаменты (сегодня такие книги легко достать), используя компьютерные технологии, смешивают их (другого слова тут не подберешь) с чужими узорами (некорректное их использование с точки зрения авторских прав — это отдельная тема) и издают «свои» книги. А надо бы терпеливо, как это делали Е. М. Шиллинг, Р. Алиханов, как это делает Г. Изабакаров, собирать, фиксировать старые и новые орнаменты кубачинцев и издавать книги с кубачинскими орнаментами. Они будут бесценны и для науки, и для земляков. Ценить чужие орнаменты надо, но надо стараться сохранить наследие прошлого, сформировавшееся за тысячелетний период.
Тяга к художественной обработке серебра, других металлов «в крови» чуть ли не у каждого кубачинца. Любовь к искусству дедов прививается здесь с детства, изучается в общеобразовательной школе, в учреждении дополнительного образования — школе искусств им. А. М. Абдурахманова, практически отрабатывается в мастерских родителей и старших братьев, в цехах художественного комбината, где еще работают многие кубачинцы.
В республиканской целевой программе развития художественных промыслов на период до 2010 года Кубачинский художественный комбинат включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного достояния Республики Дагестан. Однако славу сегодняшнего Кубачи определяет уже не комбинат, а работа сотен и тысяч индивидуально работающих мастеров-ювелиров. Они острее чувствуют веяния эпохи и легче перестраиваются под требования рынка. Благодаря их энтузиазму, сноровке и инициативе искусство Кубачи широко известно в России. Можно только отметить, что в художественном плане, в вопросах дизайна новых изделий кубачинцам надо еще учиться и учиться. Сегодня у ювелиров более популярны технологии, но очень важно учиться и дизайну современной бытовой вещи. Подробнее: https://kinzhalopt.ru/a94999-kubachinskij-yuvelirnyj-ornament.html
Новость добавлена: 16.10.2019